Способность взаимодействовать, общаться, понимать символы и язык является залогом проникновения каждого ребенка в осмысленный и целенаправленный мир вокруг нас.Вы когда-нибудь задумывались, почему нам всем нравится хорошая история? Почему нас тянет к сплетням у кулера и болтовне в раздевалке? И почему некоторые из наших самых любимых воспоминаний связаны с чтением историй вместе с мамой и папой?
Эволюционная наука наконец выяснила, почему Homo sapiens превзошел все другие формы жизни на этой планете. Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» говорит нам, что способность людей мыслить как группа наделила их способностью умножать свои усилия по выполнению конкретной задачи и добиваться успеха там, где не смогли бы ни один отдельный человек или группа животных.
Этот атрибут был настолько мощным, что он породил концепцию племен, профессий, королевств, наций, религий и «измов» (идеологий). Именно истории привели к установлению пагубных практик, таких как рабство и колониализм, а различные нарративы положили им конец.
Человеческая эволюция фантастическим образом отражается в развитии каждого ребенка. При рождении ребенок — всего лишь зритель, пока мир вращается вокруг него. Способность взаимодействовать, общаться, понимать символы и язык — это привратник набега каждого ребенка в значимый и целенаправленный мир вокруг нас, и это позволяет ребенку быть значимым участником. Истории, которые ребенок слышит — или видит — помогают ему или ей развить понимание мира. Это понимание формирует его поведение. То, как мир реагирует на эти действия, порождает предрассудки и установки. Когда эти переживания значимы, они сохраняются в виде воспоминаний. Реакция ребенка на каждую ситуацию, с которой он сталкивается, является, таким образом, кульминацией его воспоминаний, убеждений и установок. Первая история, которую слышит ребенок, это, возможно, «Папа скоро будет дома!», и это устанавливает концепцию времени. Другие распространенные примеры того, как развиваются истории, включают, когда ребенку рассказывают:
«Если ты будешь хорошим ребенком (то есть если ты сделаешь это конкретное дело), папа обнимет тебя, угостит лакомством или даст игрушку!» Это устанавливает правила отложенного вознаграждения. «Если ты позволишь маме закончить ее работу по дому, ты получишь вкусный обед!» Это учит отложенному удовлетворению. «Вот кошка; кошка говорит мяу!» Олицетворение игрушек — это не что иное, как рассказывание историй, а способность верить в историю — основа обучения. Истории запускают воображение, которое дает ребенку способность верить в вещи, события, людей, которых он встречал и, возможно, никогда не встретит в реальной жизни.
Истории — это не просто форма развлечения; они необходимы для когнитивного, эмоционального и социального развития. Нейробиология подтверждает, что рассказывание историй стимулирует множество областей мозга, формируя нейронные пути, необходимые для языка, понимания и воображения.Как педиатр поведенческого развития, я своими глазами видела, как повествования вовлекают молодые умы, способствуя развитию креативности и эмоционального интеллекта. Теория социального взаимодействия при аутизме New Horizons подчеркивает роль структурированного взаимодействия в развитии ребенка. Рассказывание историй — один из самых естественных и эффективных способов поощрения взаимодействия, социальных связей и эмоциональной регуляции у детей.
Как истории формируют развивающийся мозг
Исследования показывают, что слушание и рассказывание историй активируют области мозга, связанные с обработкой языка, сенсорными ощущениями и эмпатией. Исследование 2018 года в Journal of Neuroscience показало, что слушание хорошо рассказанной истории синхронизирует мозговую активность рассказчика и слушателя, способствуя общему эмоциональному и когнитивному опыту.
Наука, стоящая за фразой «давным-давно»
Сканирование мозга показывает, что когда дети слушают хорошо структурированную историю, активизируются не только языковые центры мозга, но и сенсорная кора. Если в истории описывается сладкий аромат, например, активизируются обонятельные области мозга. Этот эффект погружения является причиной того, что дети «чувствуют» истории и развивают с ними глубокую эмоциональную связь. В классах и дома интерактивное повествование, в котором дети участвуют, предсказывая концовки, задавая вопросы или разыгрывая персонажей, значительно повышает вовлеченность и социальную взаимопомощь. Истории — это больше, чем слова; они формируют мозг, объединяют людей и способствуют непрерывному обучению. Родители, педагоги и воспитатели должны интегрировать рассказывание историй в повседневную жизнь — не только для развлечения, но и как инструмент для обогащения социального, эмоционального и языкового развития ребенка. Доктор Самир Х. Далвай — педиатр, специалист по поведенческому развитию.
источник публикации: Khaleej Times
дата публикации 18.05.2025